Хранительницы памяти

После окончания Великой Отечественной развивать производство в сложной экономической ситуации не представлялось возможным. Напротив, требовалось удешевить изделия, выходившие из-под рук мастериц. Художники укрупняли сюжеты, что ускоряло выполнение изделий, ограничивались исключительно растительными элементами (елочки, ветки, лепестковые розетки, кусты) без особых изысков. В ассортименте преобладали бытовые предметы: скатерти, покрывала, накидки, салфетки, дорожки, накомодники, занавески…  4 июня 1945-го Вологодский облисполком неожиданнопредложил областному Совету промысловой кооперации организовать в текущем году десять мастерских по обучению кружевоплетению воспитанников детских домов.

Наступил 1946-й год – стартовала IV-я сталинская пятилетка. В конкурсе при Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП) вологодские кружева были признаны лучшими. Нашей артели вручили первую премию  в сумме десяти тысяч рублей. 

Следующим шагом стало введение бригадного метода: сообща молодые и опытные кружевницы творили большие выставочные произведения. С 1947 годом связано рождение величественного занавеса «30 лет Советской власти» по рисунку В.Д.Веселовой. Юбилейная дата прорисована римскими цифрами. Ее окружают знакомые  орнаменты из яблоневых цветов и дубовых листьев, гармонично вписанные в крупные ромбы. 

Тогда же Анна Антоновна Кораблева, ведущий специалист НИИХП (1939-1990-е гг.),  предложила кружевной вариант полководческого ордена «Победа». Заслуженный художник РСФСР считала вологжанок виртуозными мастерицами сцепной техники. Именно поэтому свои величественные  сшивные произведения передавала для исполнения в Вологду, единственное место в стране, где их качественно могли воплотить  в жизнь.

Эскиз реальной награды представил Сталину А.И.Кузнецов: пятиконечная звезда, а в центре в медальоне профильные барельефы В.И.Ленина и И.В.Сталина. Вождь отверг данную идею, предложив разместить в звезде Спасскую башню Московского Кремля. Сказалась скромность или стремление устранить вторичность своей личности по отношению к Владимиру Ильичу, кто знает? Художник многократно дорабатывал изображение с учетом пожеланий Иосифа Виссарионовича, известны 15 вариантов руки Кузнецова. 8 ноября 1943 года орден «Победа» официально учредили. Это единственный из всех отечественных орденов, который изготовлялся не на Монетном дворе, а на Московской ювелирно-часовой фабрике. Для создания одного экземпляра использовались платина, золото, серебро, 174 бриллианта и 5 искусственных рубинов, что придавало величие и весомость награде. Ордена «Победа» удостаивались Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.В.Сталин, К.К.Рокоссовский, наш земляк И.С.Конев, а также военачальники союзных войск. Кружевная версия столь весомой в советской истории награды выполнена  из серого льна приблизительно с 10-кратным увеличением (72 мм – подлинник, 77 см – копия). Сегодня в музее Вологды хранятся два подобных панно. Известно, что выплетался и огромный занавес, центральным изображением которого служил данный орден.

К 70-летию вождя (1949-й год) Анна Антоновна подготовила панно «Домик в Гори», также вологодского плетения.

В первую знаменательную годовщину Победы В.Д.Веселова придумала, воплотила в реальность и подарила родной стране, а заодно и почитателям своего творчества панно «Свет мира над Москвой». Спустя почти 30 лет, она поделится мыслями о том, что двигало ею: «Эту, теперь уже музейную работу задумывали в трудное послевоенное время. В памяти у всех недавняя война, которая никого из нас не обошла стороной. Как ни горько переживать утраты, все-таки сердце полнилось радостью. Выстояли ведь, победили. То светлое чувство и хотелось вплести в кружево. Тогда, к 5-летию Победы, мне и предложили подготовить крупную вещь. Замысел родился сразу: мир над нашей Родиной, торжество жизни. Сделала несколько набросков – Красная площадь, Спасская башня, восход солнца. Девчата наши сплели панно – почти 3 метра в высоту и два – в ширину, побывавшее на многих выставках». Дополним рассказ мастерицы: 17 кружевниц исполняли его в течение 3500 часов. Над силуэтами Кремлевских башен – цветочная радуга, а в лучах восходящего солнца –  два голубя с оливковыми ветвями в клювах. Условным языком орнаментального искусства Веселова сумела продемонстрировать  миролюбивую политику Советского государства. Сюжет сконцентрирован в раме из травяного орнамента. Второе название работы В.Д.Веселовой – «Миролюбивая Москва».

Наконец, очередной глобальной дате – 30-летию окончания страшной войны, две талантливые женщины В.Н.Ельфина и Г.Н.Мамровская посвятили произведение «Праздник». В центре авторы изобразили женскую фигуру в нарядном платье и кокошнике, держащую в поднятых руках, как солнце, орден «Победа» в лавровом венке. Перед нами олицетворение России, Матери-Родины. Ажурный фон словно соткан из мерцающих звездочек и огней салюта Победы. В густом убранстве из трав и цветов выделяются изображения летящего голубя мира и воинских орденов. Торжественно и величаво исполненное из белых льняных нитей в традиционной сцепной технике панно, к работе над ним было привлечено 37 кружевниц.

Пока же война не стала прошлым для нашего народа, каждая из занятых в исконно вологодском промысле старалась по мере сил своих. Например, Л.И.Квашнина выполняла план на 300-325% (!). С периодичностью в 10 лет ее фотографию публиковали центральные издания. В 1941 году  Лидию Ивановну можно было увидеть на страницах «Работницы», а в 1951-м – фотография труженицы появилась в журнале «Советский Союз». Рядом внучка Ирочка, с интересом наблюдающая за одной из «лучших вологодских кружевниц». Таким эпитетом на всю страну прославили  ее бабушку, чей  трудовой стаж перевалил за полвека.

В середине XX века перед художниками промысла, чьи идеи реализовывали неунывающие  рядовые мастерицы, в очередной раз поставили четкую цель: создавать недорогие, между тем высокохудожественные изделия для населения страны. Ведь в 1950-м году вологодская пресса констатировала: специальный магазин по Садовой линии Гостиного двора Ленинграда, где продавались наши кружева, «недостаточно учитывал возросшие запросы трудящихся», на прилавках отсутствовали кружевные черные косынки, невелик оказался выбор «занавесей», покрывал на кровати, абажуров для ламп. К 1952 году в Вологодской области насчитывалось восемь кружевных артелей с более чем 18-ю тысячами работниц, в выпускаемой ими продукции использовалось почти 580 различных мотивов рисунков, этого явно не хватало многомиллионному Союзу Советских.  О кружеве писали, говорили, его можно было увидеть в кинотеатрах перед просмотром популярной картины. Например, 22 января 1953 годаЛенинградская студия кинохроники выпустила на экраны второй номер киножурнала «Наш край». На пленке запечатлели кружевниц Вологды, работающих над  панно-занавесом, посвященном 30-летию образования СССР (точка отсчета – декабрь 1922 года).

Об объемах массового производства говорит и следующий факт статистики: 22 мая 1953 года база «Волкружевсоюза» отправила посылки с кружевными изделиями в Ростов-на-Дону, Алма-Ату, Одессу, Ворошилов, Ленинград и Новосибирск. Общая стоимость ажурной, пользующейся высоким спросом  продукции, составила 400 тысяч рублей. Скучать было явно некогда: с радостью плели и с воодушевлением, по русской традиции, как душа требовала… пели, причем не только в цехе, но и на сценических площадках.   В частности 21 июня 1953 года, когда на площади Революции в третий раз устроили праздник песни, и почти тысяча его участников из самодеятельных коллективов города расположилась на трибунах. Мероприятие открылось хоровым исполнением гимна Советского Союза. Концерт длился четыре часа: на сцене сменяли друг друга чтецы, солисты, акробаты и танцоры. В тот день  пожилые кружевницы под перезвон коклюшек завели в центре Вологды старинную народную песню «Уродилася я, как в поле былинка».