В ногу со временем

                                                         В ногу со временем

Вскоре после установления Советской власти в стране правительство позаботилось о кружевном промысле, объединив мастериц в артели, число которых к 1930 году достигло 50-ти. Иные условия жизни изменили требования к кружеву, стартовал экспериментальный этап. Более 40 тысяч кружевниц не отступали от традиций, а художники уже работали над новыми рисунками. Ведь первые пятилетки дали толчок к созданию и развитию различных видов промышленности, отныне чаще плели самолеты, парашюты, корабли, трактора - невиданные прежде технические средства. Вологжане сердцем и душой сопереживали трагедиям и радовались достижениям советских людей. Не забывали о политических лидерах страны, военачальниках, писателях - легко узнаваемые И.В.Сталин, В.И.Ленин, К.Е.Ворошилов, Л.Н.Толстой красуются на панно того времени. Мавзолей, гербы, звезды, серп и молот… – вся история страны проходит перед нами в хитросплетениях нитей. Кружевные столовые комплекты, накидки на подушки, подзоры экспортируются во Францию, Швейцарию, Америку, Японию, Австралию.

В 1936-м при артели в Вологде была создана художественная лаборатория, и уже на следующий год несомненный успех: на международной выставке в Париже «за новизну и художественное исполнение» наши кружева удостаиваются высшей награды – Гран-при. В 1935-1940-е годы изделия вологодских кружевниц составляли 1/3 всей кружевной продукции страны. И они смело заявляли о себе. Сталину на 60-летие был отправлен альбом с выплетенными в цветном исполнении гербами Советских республик, на 70-летие вождь получил панно «Большой театр».

К ВДНХ в 1941 году, поразив всех, изготовили панно размером почти 2,5 на 3 метра «Достижения земледелия и животноводства». Панно составили из клейм, в которых символически изобразили наиболее значимые отрасли сельского хозяйства.

Начавшаяся Великая Отечественная война лишь на год прервала планомерное развитие промысла. В 1942 году Постановлением СНК СССР производство возродилось: звонко постукивая коклюшками, плели занавески, скатерти, салфетки, отправляя за рубеж в обмен на вооружение, продукты питания и прочие блага «второго фронта» для населения воюющей державы.

Оригинальны заказные вещи послевоенного времени. Парадная торжественность ощущается в кружевном полководческом «Ордене Победы», точно скопировавшем реальную награду при 10-кратном ее увеличении. В 1946 году по запросу конструкторского бюро Туполева разработали сколки и выполнили подлокотники с орнаментами ромашек и подголовники с пушистыми одуванчиками для кресел самолета ТУ-104. Кружево внесло в интерьер самолёта частичку домашнего уюта, способствовало созданию особого настроения в полёте. Советское Правительство традиционно поднималось в воздух в подобном интерьере.

Условным языком орнаментального искусства художники сумели выразить даже миролюбивую политику родного государства в панно «Свет мира над Москвой»: прорисовали над силуэтами башен Московского Кремля цветочную радугу, а в лучах восходящего солнца поместили двух голубей с оливковыми веточками в клювах. Кружево прочно заняло свою нишу.

                                                         In a foot in due course

 Soon after an establishment of the Soviet power in the country the government has taken care of a lacy craft, having united skilled workers in the artel which number by 1930 has reached 50. Other conditions of a life have changed requirements to a lace, started an experimental stage. More than 40 thousand lace makers did not recede from traditions, and artists already worked over new drawings. At the first five-years periods have given a push to creation and development of various kinds of the industry. The planes, parachutes, the ships, a tractors - unprecedented before means is more often. The inhabitants of Vologda with heart and soul empathized tragedies and were glad to achievements of the Soviet people. They did not forget political leaders of the country, military leaders, writers. I.V.Stalin, V.I.Lenin, K.E.Voroshilov, L.N.Tolstoj were on a panel of that time. The mausoleum, the arms, stars, a sickle and a hammer - all history of our country we see in artful designs of threads. Lacy table complete sets, capes on pillows, valances are exported to France, Switzerland, America, Japan, Australia.

In 1936 in Vologda the art-laboratory was created, and the next year doubtless success was at the international exhibition in Paris. "For novelty and art execution" our laces receive the higher award - Grand prix. In 1935 - 1940th years of a product Vologda lace makers made one third of all lacy production of the country. On the 60th anniversary of the Stalin’s birthday album with wavered in the colour execution state emblems of the Soviet republics has been sent to him. On the 70 anniversary the leader has received a panel "Bolshoi theatre".

To EANE (Exhibition of Achievements of National Economy) in 1941, having amazed everybody the lace makers, have made a panel in the size almost 2,5 on 3 metres named "agriculture and animal industries Achievement". Panels have made of brands in which branches of agriculture the most significant have symbolically represented.

The Great Patriotic War only for a year has interrupted systematic development of a craft. In 1942 Decision of CPC (Council of People’s Commissars) USSR manufacture has revived sonorously tapping by bobbins, spun of curtains, cloths, napkins. Everybody have been sent abroad in exchange for arms, a foodstuff and the other blessings of "the second front" for the population of our country.

Custom-made things of the post-war time are original. The smart solemnity is felt in lacy «the Victory Award», precisely copied the real award at 10-fold its increase. In 1946 on demand of Tupolev's design office have developed pricking cards and have executed armrests with ornaments of camomiles and headrests with fluffy dandelions for the armchairs plane of the TU-104. The lace has brought a part of a house cosiness in an interior of the plane, promoted creation of special mood in flight. The Soviet Government traditionally rose in to the air in a similar interior.

By the conditional language of ornamental art artists have managed to express even a peace-loving policy of the native state in a panel «Light of peace is over Moscow». Over silhouettes of towers of the Moscow Kremlin there was a flower rainbow, and in the rising sun beams have placed two pigeons with olive branches in beaks. The lace has strongly occupied its own.