Кружева для Ульяновых

«Песня любви к Ильичу»

Существуют неоспоримые исторические доказательства того, что не только российский президент Владимир Владимирович получал в дар  кружевные вещицы вологодского происхождения,водились они и в домашнем обиходе иного Владимира, Ильича по батюшке, век назад обещавшего народам светлое будущее. 

В 1987 году кружевное объединение «Снежинка» выполняло особый государственный (!) заказ. Дух перестройки еще не витал в воздухе, и к  официальному посланию из  Дома-музея В.И.Ленина в Горках отнеслись весьма ответственно. Просьба была следующего характера. По мнению специалистов, у Маняши Ульяновой (так звали в семье младшую сестру Ленина) имелась кружевная дорожка, которую впоследствии девушка подарила семье брата (Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне). Изделие служило достойным украшением стола в гостиной большого дома в Горках. Но время неумолимо, в том числе и к артефактам, посему в 80-е годы пришлось не реставрировать, а по старым фотографиям создавать аналог былого кружевного величия.  Кропотливую работу вели совместно с объединением «Рязанские узоры» в течение трех месяцев, с июля по сентябрь. В Вологде ее доверили трем кружевницам – Г.Белых, В.Медведевой и Н.Гуденовой. Отличный результат был очевиден, уже9 октября 1987 года лучшим мастерам «Снежинки» зачитали  письмо  из филиала Центрального музея В.И.Ленина. Дирекция, партком и профком Горок Ленинских  выражали искреннюю благодарность всем сотрудникам, желая новых творческих успехов и сообщая, что совсем скоро – к 70-летию Октябрьской революции  – созданный их руками экспонат займет достойное место в экспозиции.

Но это далеко не все, что напоминало вождю об ажурном промысле земли Вологодской. Разумеется, подарки,как проявление искренних чувствтрудящихся,Ильич получал со всех концов страны. Любопытен факт: в 17-м зале Центрального музея Ленина в Москве во второй половине XXвека из многочисленного набора презентов демонстрировались лишь ружье из Тулы, да кружевное покрывало, изготовленное умелыми руками жительниц Березниковской волости Вологодского уезда. О последнем, подводя группу туристов к большому застекленному стенду,  экскурсоводы говорили так:  «Посмотрите на это кружево. Оно сплетено вологодскими кружевницами не только руками. Оно сотворено сердцем простых мастериц. Это песня любви к Ильичу».

Дело было так. Вскоре после событий 1917 года в Березниковской волости появилась артель, объединившая девушек и женщин, достигших 12 лет и умевших плести кружева.  Нитками и сколками  их обеспечивали, работа подразумевалась надомная, что удобно, готовые вещи принимали на комиссионных началах. Наступил 1921 год,в Березниках прошел слух о готовящейся в Москве при Главкустарпроме выставке вологодских изделий, выполненных на коклюшках. Как говорят, молодые девчонки решили не отставать, чем,мол,мы хуже, и продемонстрировать собственные умения в столице. Вспоминают, Маша  Чухина из деревни Будихино и ее подруга Шура Носилкина, бросив смелую идею в массы, предложили сотворить что-нибудь для самого Ленина. Спорили долго, что именно, наконец, остановились на традиционном для интерьеров того времени варианте: кружевном покрывале и накидке на подушку. За работу сели 25 кружевниц (всего в артели числилось 1500 кустарок), нить выбрали плотную №10 с вкраплениями шелковых ниточек оранжево-красного, темно-голубого, золотистого и желтого цветов. На покрывале четко просматривался строгий ромбический узор, а сквозь ажурные звездчатые решетки читалось имя адресата: «Владимиру Ильичу Ленину».Эти слова доверили выплести, как наиболее грамотной,  Марии.

Уже в первые дни  июня 1921 годавоплощенный в жизнь замысел с надписью на  плотном упаковочном материале: «Дорогому вождю В.И.Ленину – от благодарных кружевниц» отправилис курьером сначала в Вологду, а затем в Москву. К нему был приложенлисток с важной информацией –содержимое посылки является «подарком от трудового народа в память о столетнем существовании кружевного промысла в Вологодской губернии».

По прошествии почти полувека после данных событий из авторов ленинского презента в живых остались лишь две кружевницы. Судьбы их похожи и неразрывно связаны  с тяжелым крестьянским трудом. Александра Григорьевна Носилкина к тому времени обитала в деревне Индалово под присмотром дочери-агронома.

Что же Мария Чухина? Девчонка была пятым ребенком в семье, рано осиротела,  наверное, поэтому никакой работы не боялась, знала, чтобы прокормиться, надо потрудиться. Вот помимо кружева и примеряла на себя должности доярки, свинарки, телятницы, даже пастуха. По молодости вышла замуж, отныне величали девушку Марией Евграфовной Кулевниной, подняла трех дочерей. Родных братьев,Александра и Павла, у  Маши отобрала бессердечная война, повезло дочке Антонине – вернулась с полей брани орденоносцем, к ней в деревню Горбово впоследствии и переселилась пожилая уже кружевница. О деле, служившем подспорьем в любое лихолетье,  не забывала, плела по мере сил и возможностей. Когда в 1968 году к Марии Евграфовне нагрянули корреспонденты, показала пусть медленно, в связи с отсутствием прежней гибкости в пальцах, но завершаемое кружево для взрослой внучки-крановщицы, обосновавшейсяв Печоре (Коми Республика). Услышав, что ленинское кружевное покрывало находится  в музее, в глазах вспыхнула гордость. Женщина задумалась на мгновение, вздохнула и искренно произнесла: «Да, было это, милые, было… Господи, времени-то сколько сгинуло! Ну а насчет подарка напишите: «От души тогда для любимого Ленина старались!».

Отнюдь не лукавила Кулевнина,  когда организовывали артели, вели активную агитацию, убеждая население: скупщики обманывают кружевниц, зарабатывая состояния, в то время как непосредственным производителям изделий, платят гроши. Почему-то забывали объяснить, что самостоятельно наладить сбыт продукции сельской жительнице было явно не по силам, да и торговля – рискованное  занятие, сегодня - с прибылью, завтра - в убытке.

В качестве небольшого отступления от темы вспомним, что и в30-е годы XXвека Народный суд Вологды продолжал рассматривать дела о перепродаже кружев. Например, следователь Вологодской прокуратуры Н.И.Клушин, выйдя на пенсию, рассказывал, как лично выявлял спекулянтов.  Вологда тогда являлась центром Вологодского округа Северного края с населением, приближавшимся к 100-тысячной отметке. Реагируя на анонимный сигнал о массовой скупке на рынке и в иных точках города кружевных вещей у мастериц, продающих изделия собственной работы, Клушин приступил к расследованию «хитрого и запутанного» по его словам дела. Выяснилось, далее товар по почте отправлялся посылками в Ленинград. По корешкам квитанций узнали имена отправителя,  получателя и их адреса. Указанных людей вызвали на допрос, подключив к разбирательству коллег из Ленинградской прокуратуры, но безуспешно – в обоих случаях это оказались подставные лица. В итоге ниточки следствия  привели к одной женщине, обвиненной сразу в двух преступлениях: подделке документов и спекуляции.  Она реализовывала кружева в Ленинграде по более высоким ценам, извлекая тем самым нетрудовой доход, за что и понесла заслуженное наказание.  Минуло всего лишь несколько десятилетий, термин спекуляция облекли в иные словесные формы, и в наше время пострадавшуюпредприимчивую даму, наверняка бы,  ждал бы успех в бизнесе.

Мы же вернемся к лидерам советской державы.Их, «вечно живых», можно увидеть на необычном панно «В.И.Ленин и И.В.Сталин в Горках», созданном в 1922году, а сегодня экспонируемом в Музее Кружева. В начале 20-х годов в Артельсоюзе, объединившем  кружевной, роговой и трикотажный промыслы, трудился  интересный художник Иван Скородумов. Что и говорить, жесткие стандарты, регламентирующие приоритеты, в первую очередь политические, привели к оригинальным нестандартным решениям.Возможно, во исполнение замысла именно Ивана, выбирали портреты, срисовывая с агитационных плакатов или газет плоскостные изображения, переносили на сколки размером с лист бумаги (к примеру, панно имеет формат 34 на 24 см) и пытались выплетать. Спозиции современности получалось наивно, но в этом их очарование! Фигуры вождей революции выполнены из широкой полотнянки, нити при необходимости добавляли (вплетались новые пары) или выводили из изделия. По контурам основной рисунок дополнительно вышивался толстой нитью для придания объема, а фоном служилипростые плетешковые решетки. После окончания работы окрашивались. Увы, через три года работы Скородумова уволили с формулировкой «за несостоятельность». Кто бы мог предположить такой поворот событий в жизни явно идущего в ногу со временем человека?

                                          Ольга Якунина